Кремниевая долина снова на подъеме. Бизнес-парки вдоль Хайвей 101 вновь пестрят оптимистичными вывесками стартапов. Вслед за спросом на роскошные загородные виллы в курортных городках типа Лейк-Тахо, растиражированные как символ благополучия, стремительно растет и арендная плата. Область Залива стала колыбелью полупроводниковой отрасли, которая дала жизнь компьютерной и интернет-индустрии. Населяющие эту область маги явили нам многие чудеса мира будущего - от сенсорного экрана телефонов и мгновенного поиска информации по многотомным библиотекам до возможности пилотирования дрона за тысячи миль от места событий. И за начавшимся с 2010 оживлением деловой активности слышится набирающий обороты двигатель прогресса.
Поэтому удивляет тот факт, что кое-кто из Кремниевой Долины говорит о ее стагнации и о десятилетиями падающих темпах инноваций. По словам Питера Тиля, основателя PayPal и первого стороннего инвестора Facebook, инновационная сфера Америки «пребывает где-то между комой и смертью». Подобное чувство разочарования испытывают специалисты в самых разных отраслях и сферах. Кроме того, небольшая, но растущая группа экономистов говорит о том, что по сравнению с прошлым, современные инновации играют куда менее значительную роль в экономике.
[ … ]
Наблюдается повсеместный взлет инноваций, где в качестве керосина выступают доступные вычислительные мощности. Компьютеры начинают понимать человеческий язык. Управление персонажами видеоигр происходит посредством движений и жестов - технологии, которая способна вскоре найти свое применение у большей части делового мира. Стереоскопическая печать делает возможным потоковое производство все более сложных массивов объектов, что в будущем может распространиться на человеческие ткани и прочую органику.
Пессимист от инноваций мог бы свести это к «кормлению завтраками». Но сама идея того, что обусловленное технологиями развитие должно иметь лишь линейную форму подъема или спада, нежели чем цикла, расходится с самой историей. Чад Сиверсон из Чикагского университета указывает на прерывистый характер роста производительности в эпоху электрификации. В период важнейших электрических инноваций в конце 19-го и начале 20-го века рост был медленным.